среда, 6 февраля 2013 г.

«ловушка глобализации» это

:731/05/2011 Le Monde: Впервые с 1945 года мысли о будущем вызывают неловкость в Европе. Запад с трудом может поверить в прогресс, ведь новые поколения больше не думают, что будут жить лучше предшественников. Разочарование в политике, экономический кризис или тупик в самоопределении: как охарактеризовать переживаемый нами период? И можно ли, по вашему мнению, говорить о кризисе цивилизации?Петер Слотердайк: Что мы подразумеваем, когда употребляем термин «западная цивилизация», в которой мы живем с XVII века? Как мне кажется, речь идет об определенной форме мира, созданной на основе идеи выхода из эры пассеизма. Период главенства прошлого подошел к концу. Западное человечество изобрело новую форму жизни, основанную на предвосхищении будущего. Это означает, что мы живем во все более и более «футуристическом» мире. Мне кажется, что глубинный смысл нашего существования в мире кроется в футуризме, который представляет собой основополагающую черту нашего образа существования.       Главенство будущего датируется эпохой, когда Запад изобрел новое искусство давать обещания, начиная с Ренессанса, в момент, когда в жизнь европейцев прочно вошло понятие кредита. В античные времена и в Средневековье кредит не играл практически никакой роли, поскольку находился в руках порицаемых церковью ростовщиков. Что касается современного кредита, он открывает будущее. Впервые в истории обещания выплат могли быть выполнены. Таким образом, кризис цивилизации заключается в следующем: мы с вами вступили в эпоху, когда способность кредита открыть дорогу в приемлемое будущее все больше сходит на нет, так как сегодня люди берут кредиты, чтобы выплатить долги по другим кредитам. Другими словами, этот «кредитизм» вошел в финальную стадию кризиса. У нас накопилось столько долгов, что обещание выплаты, на котором во многом держится наша система миростроения, не может быть выполнено. Спросите у американца, как будет погашена накопившаяся задолженность федерального правительства. В ответ вы скорее всего услышите: «Никто не знает». И мне кажется, что такое незнание составляет ядро нашего кризиса.   Никто на всей планете не знает, как расплатиться с этим коллективным долгом. Будущее нашей цивилизации упирается в долговую стену. Славой Жижек: Я полностью поддерживаю эту мысль о кризисе «футуризма» и логике кредита. Но давайте рассмотрим экономический кризис, так называемый ипотечный кризис 2008 года: все прекрасно понимают, что выплатить эти ипотечные кредиты практически невозможно, однако каждый ведет себя так, будто он на это способен. В моем психоаналитическом жаргоне я называю это явление «фетишистским отрицанием»: «Я прекрасно знаю, что это невозможно, но все-таки собираюсь попробовать…» Все отлично понимают, что не в состоянии это сделать, но предпочитают поступать так, словно это возможно. (...)      Для того, чтобы охарактеризовать нашу ситуацию в экономическом и политическом, идеологическом и духовном плане, мне бы хотелось напомнить вам о возможно недостоверной истории. Речь идет о переписке немецкого и австрийского генеральных штабов во время Первой Мировой войны. Немцы отправили австрийцам следующую телеграмму: «У нас ситуация на фронте серьезная, но не катастрофическая». Австрийцы ответили: «У нас ситуация катастрофическая, но не серьезная». Сейчас мы видим катастрофу: люди не в состоянии расплатиться с долгами, но, как ни странно, не они воспринимают все это всерьез. Помимо долговой стены нужно отметить, что нынешняя эпоха приближается к чему-то вроде «нулевого градуса».    Во-первых, масштабный экологический кризис подталкивает нас к тому, чтобы

Поиск: Как избежать ловушек глобализации (" ", )Беседа Славоя Жижека и Петера СлотердайкаНиколя Трюонг (Nicolas Truong) 10/11/2010

Как избежать ловушек глобализации | ИноСМИ - Все, что достойно перевода Группа сайтов РИА Новости: | | | | | | |

Комментариев нет:

Отправить комментарий